«Каину дай раскаяние.
И не забудь про меня.»
Булат Окуджава
Молитва.
Десакрализация либо дегуманизация, что в прочем одно и то же, — витающий в воздухе лозунг XX века, лозунг тех, кто не приемлел критическое мышление, отличные от декламированных с трибун принципы, не рабский дух и образ жизни. Они уверяли общество в том, что иерархия ценностей непристойна, ведь все равны и все равно — одинаково доступно и авторитетно, одинаково прямоугольно и равносторонне. Чрезвычайные комиссии, создававшиеся в то время, были призваны проследить за выполнением сей идеологии. Кто же был не согласен, проходил в их коридоры, которые и по архитектурным, и по государственным законам, кончались стенкой. Ярчайшие личности той эпохи пали в бездну.
Чуть ранее официальной даты основания ЧК, Казимир Малевич на одной из выставок футуристов представил картину «Черный квадрат», которая, как никакая другая, отражает вышеуказанную социальную пропасть. Хоть квадрат и черный, но художник размещает ее в «красном углу» показывая, таким образом, икону того времени — образ отнюдь не высоко-духовный и не моральный.
«Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели», — писал А. Бенуа.
Черный цвет, в котором пропадают все иные цвета спектра, квадрат, чей сакральный смысл в зависимости от исповедования отражает все стороны бытия, да и само название картины «Черный Квадрат», пророчащие содержит в себе буквы аббревиатуры ЧК. Все разности, цвета и содержания, были уничтожены и в искусстве, и в жизни.
Представленный объект — это прокладывание аналогии двух явлений ЧК, это обращение к не столь давней истории, это напоминание о том, что каждая система обречена. Система гнилая обречена тем более. Наступает точка бифуркации, когда сквозь щели в верхнем ее слое приоткрывается, что в ней скрыто. Крест содержащийся в квадрате, святой лик, то ли канувший во тьму, то ли замаскированный ею, то ли вторая ее сторона. «Покаяние ЧК» одновременно представляет собой и икону, и антиикону, демонстрируя их диалектическое единство и борьбу противоположностей.
Еще записи из блога